cheglova_prof (cheglova_prof) wrote,
cheglova_prof
cheglova_prof

Category:

ШУТ/ТРИКСТЕР

Работая над вторым изданием методического руководства по "Архетипическому анализатору", решилась запостить здесь очень много букв из первого. По каждому из архетипов и соответствующих им моделей, с которыми можно работать в рамках этой методики. Всего их пять - Принц, Воин, Король, Маг и Шут.
И начать мне захотелось с конца. С Шута/Трикстера. Последние да будут первыми.

 

Юнг писал: "Нет никаких оснований утверждать, что Трикстер неприятен сознанию… или несовместим с ним, - напротив, его появление доставляет … удовольствие и таким образом в вытеснении не нуждается.

Поэтому и создается впечатление, будто само сознание активно поддерживает и подпитывает миф, поскольку трудно найти более успешный способ удержать образ тени в сознании и подвергнуть его сознательной критике.

 

Трикстер представляет собой коллективный образ тени, т.е. объединяет все низшие негативные черты характера человека. И поскольку индивидуальная тень есть постоянная составляющая личности, она обладает способностью создавать коллективный образ."


Архетипическая ролевая модель Шут (Трикстер)

        Позволяет регулировать психологическое напряжение внутри собственной личности и в социуме, выставляя в смешном свете себя или смеясь над другими, используя все виды юмора (включая сатиру, иронию, гротеск, карикатуру, пародию, насмешку). А.В. Дмитриев не случайно называет юмор «пятой властью». Сфера деятельности – либо аспекты согласия и сплоченности, либо – дифференциации, самоидентификации, конфликта. В «распоряжении» Шута – четыре социальные маски, которые можно легко менять:

Простак – попадает в нелепые ситуации («тортом в лицо»);

Плут обводит всех вокруг пальца;

Циник мастер жесткого сарказма;

Дуракживет по собственным правилам (делает то, что хочет).

В нашей модели выделяются также Белый Шут – позитивный, адаптивный аспект архетипа. И Черный – аналог юнговской Тени.

Белый Шут. Адаптивно использует психологические защиты. Простак разрядит ситуацию, когда она чревата взрывом и нервными срывами. Плут спасет проект, напустив пыли в глаза властным «запрещалам». Циник приведет в чувство отчаявшегося.  Например, случаи прерывания суицидальных попыток. Дежурная в метро подходит к уже изготовившемуся под поезд бедняге и кричит в ухо: «Только не в мою смену!». Дурак достигнет небывалого результата небывалым способом.

К проявлениям этой ипостаси Шута можно отнести также ситуации, когда смешные и досадные на первый взгляд случайности спасают человека от грозящих ему опасностей. Так, опоздавшие на самолет люди остаются в живых, когда рейс завершается катастрофой…

Черный Шут – аналог юнговской Тени. Он включает «негативную сторону личности, а именно сумму скрытых неблагоприятных качеств, неудовлетворительно развитых функций и содержаний личного бессознательного».

Черный Шут разрушает смыслы и ценности других Домов, замещая их внешней атрибутикой и препятствуя контакту между ними. Человек, одержимый Черным шутом, сверхсерьезно относится к собственной персоне. Он парализован страхом перед неопределенностью, болью или ответственностью. Подменяет переговоры по существу и операциональные взаимодействия бесконечными выяснениями отношений, провокациями и силовой борьбой. Прикинется Простаком, а потом предъявит непомерный счет. Плут станет «кидалой», Циник добьет своим ядом, а Дурак уничтожит все, что попадется под руку.

Под воздействием Черного Шута внимание бессознательно фиксируется на чем-то второстепенном, «обескровливая» сознание, подчас вплоть до нарушения функции самосохранения. Тогда теряются время и деньги, происходят нелепые случайности, совершаются фатальные ошибки, травмы по неосторожности, подчас с трагическим исходом. И звучит при этом извиняющийся или саркастический «смех висельника», ярко описанный Э.Берном. Сущность этого явления в том, что человек, «очень смешно» рассказывая о своей неудаче, провоцирует аудиторию на то, чтобы посмеяться вместе с ним, подтверждая тем самым, что «его неудача – часть катастрофы, запланированной жизненным сценарием...».

Проявления негативных ролевых моделей архетипов Принца (Бродяга, Маменькин Сынок), Воина (Убийца, Бодибилдер), Короля (Сатрап, Марионетка), Мага (Черный Маг, Трюкач) и им подобных считаются в рамках нашей методики результатом контаминации соответствующих архетипических Домов Черным Шутом.

В качестве иллюстрации приведем стихотворение Самуила Яковлевича Маршака "Не так". Здесь столкновение с агрессивной социальной средой привело к трансформации ролевой модели Белого Шута в Черного.

НЕ ТАК

(С. Маршак)

Что ни делает дурак,
Все он делает не так.

Начинает не сначала,
А кончает как попало.

С потолка он строит дом,
Носит воду решетом,

Солнце в поле ловит шапкой,
Тень со стен стирает тряпкой,

Дверь берет с собою в лес,
Чтобы вор к нему не влез,

И на крышу за веревку
Тянет бурую коровку,

Чтоб немножко попаслась
Там, где травка разрослась.

Что ни делает дурак,
Все он делает не так.

И не вовремя он рад,
И печален невпопад.

На пути встречает свадьбу -
Тут бы спеть и поплясать бы,

Он же слезы льет рекой
И поет заупокой.

Как схватили дурака,
Стали мять ему бока,

Били, били, колотили,
Чуть живого отпустили.

(Ишь ты, - думает дурак, -
Видно, я попал впросак.

Из сочувствия к невесте
Я поплакал с нею вместе.

Ладно, в следующий раз
Я пущусь на свадьбе в пляс!)

Вот бредет он по дороге,
А навстречу едут дроги.

Следом движется народ,
Словно очередь идет.

Поглядел дурак на пеших.
(Ну-ка, - думает, - утешь их,

Чтоб шагали веселей
За телегою своей!)

Сапожком дурак притопнул,
О ладонь ладонью хлопнул

Да как пустится плясать,
Ногу об ногу чесать!

Взяли люди дурака,
Стали мять ему бока,

Били, били, колотили,
Полумертвым отпустили.

(Вишь ты, - думает дурак, -
Я опять попал впросак.

Больше я плясать не стану
Да и плакать перестану.

Ладно, с завтрашнего дня
Не узнаете меня!)

И ведь верно, с той минуты
Стал ходить дурак надутый.

То и дело он, дурак,
Говорит другим: - Не так!

Он не плачет и не пляшет,
А на все рукою машет.

Постороннему никак
Не узнать, что он дурак.

Дети буквы пишут в школе
Да и спросят: - Хорошо ли?

Поглядит в тетрадь дурак
Да и вымолвит: - Не так. -

Шьют портнихи на машинке,
Шьют сапожники ботинки.

Смотрит издали дурак
И бормочет: - Всё не так!

И не так селедок ловят,
И не так борщи готовят,

И не так мосты мостят,
И не так детей растят!

Видят люди, слышат люди,
Как дурак дела их судит,

И подумывают так:
(Что за умница дурак!)

Tags: Архетипические состояния и настроения
Subscribe

  • (no subject)

    БЫЛА-НЕ БЫЛА ИЛИ МАРИОНЕТКА В РУКАХ БОГА Вдохновилась точностью совпадения "точки смысла" этого текста Юрия Барзова (текст и ссылку см. далее) и…

  • КОРОЛЕВА И...

    Магия харизмы и достоинства- в соответствии архетипу... Доступ к ресурсам архетипа Королевы дается далеко не только наследственным правом. Для этого…

  • НЕ РАЗРЫВАЙТЕ ИСТИНУ НА МНЕНЬЯ...

    Елена Борисовна Фанталова прислала для нашей газеты статью о творчестве иеромонаха Романа. Одно из приведенных ею названий его стихов привлекло мое…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments